Сергей Малеев

От инженера до менеджера проектов
Сергей Малеев еще в студенческие годы начал работать по специальности, но затем сменил несколько профессий. Выпускник утверждает, что техническое образование дает такую базу, которая позволяет развиться в разных направлениях. О профессии инженера и возможных карьерных перспективах для нынешних студентов и абитуриентов Сергей рассказал в ходе интервью.

По какой специальности Вы окончили МИРЭА и почему выбрали именно ее?

Я выбрал микроэлектронику, потому что обещали, что там будет сложнее, что учить будут лучше. Меня это мотивировало и давало уверенность, что в будущем образование пригодится. У меня в принципе технический склад ума, поэтому меня привлекали инженерные специальности, я проявлял интерес к электронике, что-то мастерил на школьном уровне. Мне посоветовали посмотреть на МИРЭА. Год я отучился на подготовительных курсах по математике и поступил сначала на платное отделение, а после двух успешно сданных сессий перевелся на бесплатное.

Как складывался Ваш профессиональный путь?

На 4 курсе я по распределению попал на предприятие «Пульсар», где была базовая кафедра МИРЭА. Там под руководством моего научного руководителя начал заниматься исследовательской деятельностью. Там же целиком написал диплом, весь материал был на практике проработан, не пришлось ничего придумывать и списывать. Работа была интересная, исследовательская, связанная с новейшими компьютерными технологиями. Затем я поступил в аспирантуру, отучился два года, но в итоге не закончил, потому что ушел с «Пульсара». Там все было замечательно, но инженеры у нас тогда много не получали.

Я начал искал себя в профессии, потому что реализовывать себя хотелось, и мне посчастливилось найти работу в компании «Мама-Маркет», это сеть магазинов для беременных в Москве и регионах. Туда я пришел в качестве системного аналитика, достаточно быстро проявил себя и уже через полгода возглавил ИТ-отдел, который обеспечивал техническую составляющую всего предприятия.

Потом я ушел оттуда на позицию менеджера проектов в компанию «Лоялти Партнерс Восток» (программа лояльности МАЛИНА), где занимался проектами по подключению новых партнеров. А сейчас работаю в Высшей школе экономике, тоже менеджером проектов – по автоматизации деятельности вуза. Это очень интересно, как и во всей проектной деятельности. Всегда есть нестандартные ситуации, и приходится из них выходить.

Как, получив образование по одной специальности, потом начать заниматься совершенно новой деятельностью?

Технические вузы, технические направления подготовки дают понимание уклада этого мира, что такое математика, что такое статистика. Можно сказать, мозги ставят на место. Человек, окончивший технический вуз, без проблем найдет себя в той же аналитике. Конечно, многое зависит от конкретных людей. Если человек от природы родился художником и пошел учиться на микроэлектронику, ему будет тяжело. Если человек родился с аналитическим складом ума и попал в технический вуз, он разовьет свои навыки еще больше вне зависимости от специальности, которую он получил. Мне переход от одной сферы деятельности к другой дался достаточно легко.

Как нынешнему школьнику понять, кто он: художник, технарь? Ведь за школьной партой ты еще по сути ничего не попробовал на практике.

Бывает, что люди ориентируются на потенциальную будущую зарплату. Когда я поступал в институт, в основном все шли на экономистов. Только когда они все выпустились, их оказалось слишком много. Поэтому, конечно же, нужно делать прогноз на будущее. Но если ты лучший в своем деле, ты всегда будешь востребован. А чтобы понять, куда идти, надо в первую очередь смотреть на свои увлечения и интересы, посещать дни открытых дверей в вузах, смотреть, чему учат, куда потом поступают выпускники, чем занимаются. Также можно пройти тестирование на профориентацию, это может натолкнуть на «свое» направление. Нужно вертеться. Школьники особо не любят этим заниматься, в основном это забота родителей. Но это в корне неправильно, потому что кроме школьника, никто лучше него самого не узнает, что ему нужно. Нужно найти точку мотивации, чтобы понять, зачем тебе в принципе идти в вуз. Кстати, для молодых людей это часто армия. Никуда не поступишь – пойдешь в армию. Если человек с головой на плечах, он вовремя замотивирует себя и подумает, куда ж ему поступать.

Если у школьника есть склонность к точным наукам, стоит ли идти на инженера?

Если у тебя технический склад ума, то да, стоит. Я верю, что у технических специалистов в ближайшее время большие перспективы. На том же самом «Пульсаре» они сейчас очень востребованы. Я общаюсь с бывшими коллегами, периодически бываю на предприятии, и там сейчас состав молодых специалистов пополняется. Это радует, места есть. Но если что-то резко изменится, я за этих ребят не переживаю, потому что верю, что они себя найдут в технических специальностях без ограничений. Если бы я сам сейчас выбирал, куда поступать, я бы снова пошел в МИРЭА. Я бы точно знал, что потом смогу развиться на полученной базе.