Ильдар Файзуллин

Почему выпускник МИРЭА боится только прыжка без парашюта
Ильдар Файзуллин - выпускник МИРЭА по специальности "Микроэлектроника и твердотельная электроника". В 2005 году он стал одним из первых, кто уехал учиться от университета в Париж по программе двойного диплома. В интервью Ильдар поделился опытом обучения за рубежом и дал полезные советы нынешним студентам МИРЭА.

Ильдар, расскажите, пожалуйста, как Вы попали на программу?

Мне посчастливилось стажироваться по программе TIME (Top Industrial Managers for Europe). Пройдя жесткий конкурсный отбор и собеседования с представителями французских школ, в 2005 году я стал лауреатом стипендии Эйфеля и на 4-м курсе первым из студентов МИРЭА поехал на обучение в Эколь Сантраль де Пари (Ecole Centale de Paris). До этого наши студенты направлялись обычно в город Лилль, так как там находился институт и лаборатория микроэлектроники и нанотехнологий, что было близко к моей специальности в МИРЭА.

В чем была особенность обучения в Ecole Centale de Paris?

Учебе предшествовали 2 месяца летнего обучения французскому языку в городе Виши. К началу учебного года я уже понимал разговорную речь и мог донести свои мысли на базовом уровне собеседнику. С сентября началось обучение наукам для будущих инженеров-менеджеров широкого профиля. Надо сказать, что парижская школа делает акцент на управление, и многие выпускники становятся в дальнейшем либо топ-менеджерами уже существующих крупных фирм, либо предпринимателями. Но до этого они проходят тернистый путь: учебы, стажировки, трудоустройство, карьерное развитие. Топ-менеджер в 28 лет – это нормально.

Вас этот тернистый путь тоже коснулся – в части практики, стажировок?

Между первым и вторым годом обучения я прошел практику в известной компании Clarion, специализирующейся на электронике для автомобилей - навигаторы, аудио и видеосистемы. Постановленная задача по разработке и программированию интерфейса СУБД в MS Access для департамента маркетинга была успешно выполнена.

Кстати, успешно запрограммировать формы мне помог опыт, полученный в ходе написания курсовой по программированию на первом курсе МИРЭА. В свое время я очень увлекся тематикой и даже консультировал однокурсников по подготовке и написанию кода.

Что необходимо предпринимать нынешним студентам МИРЭА, которые мечтают учиться не только в России, но и за рубежом? В первую очередь учить языки? Что еще?

Настоятельно рекомендую: 1) развивать в себе активную общественную позицию, качества лидера, участвовать в студенческой жизни вуза; 2) старательно учить иностранные языки желательно с носителями и с погружением в среду, если есть возможность; 3) сдавать сессию так, чтобы средний балл зачетки был не ниже 4,5.

И главное, на мой взгляд, это понимание и осознание потребности в тех или иных знаниях и навыках. Следует четко понимать, что и зачем вы делаете и к чему это приведет. Можно получить диплом, но диплом ради диплома, ради родителей или еще кого-то не так важен, как осознание себя личностью, способной думать, изобретать, принимать важные решения и нести ответственность за них.

Хотел бы процитировать одного из моих любимых преподавателей МИРЭА, профессора Иосифа Григорьевича Ерусалимчика. Перед отбытием во Францию он сказал мне: «Поезжай. Ничему особо новому они тебя не научат, все, что надо, ты уже получил здесь. Зато язык выучишь». И добавил: «Учеба в вузе — это не учеба наукам. В вузе мы учимся учиться». Он был прав в каждом слове. МИРЭА — этот вуз, где можно научиться учиться. Именно умение быстро учиться и переучиваться помогает дальше по жизни. И лидирует тот, кто умеет это делать быстрее и качественнее.

Ильдар, как и почему в свое время Вы выбрали МИРЭА? Возможности обучения за рубежом тоже сыграли роль?

Что касается МИРЭА – это была любовь с первого взгляда. В 2000 году на ярмарке вузов я прочитал название «Московский институт радиотехники, электроники и автоматики» и понял – это моё. Пришел на день открытых дверей, и вера в эту мысль еще больше укрепилась в моем сознании. Сначала я поступил в вечернюю физико-математическую школу, а затем в 2001 году пошел на факультет кибернетики на специальность «Информационно- измерительные приборы и технологии». Именно здесь была пиар-акция о стажировках во Франции в городе Лилль (Прим. Ред. – Рядом с городом Лилль находился институт и лаборатория микроэлектроники и нанотехнологий, куда направлялись на стажировки студенты МИРЭА).

Но не судьба была поступить мне на эту специальность. Поняв, что не прохожу по конкурсу, я подал документы на факультет электроники, и меня приняли. И все равно я хотел перевестись на кибернетику. Однако декан факультета электроники Андрей Георгиевич Васильев убедил меня остаться, и я очень благодарен ему за это! Когда я учился на 4 курсе, он предложил лучшим студентам факультета участвовать в конкурсе на обучение в новом партнерском учебном заведении во Франции – Эколь Сантраль де Пари. Это была судьба. По окончании стажировки в Париже меня ждало самое интересное – получение диплома и трудоустройство в России.

Как все происходило?

К сожалению, военная кафедра не дождалась меня, и я был отчислен за неявку на экзамены. Пришлось защищать диплом на следующий год. Было непросто, но все получилось.

Еще до получения диплома я начал свою карьеру в компании «Компьютел», занимающейся продажей ИТ-решений и аутсорсингом ИТ-поддержки, специалистом по сервис-менеджменту. На собеседовании руководство компании смогло донести до меня что ИТ-сервис-менеджмент – это будущее всего управления ИТ в России и весь прогрессивный мир живет и исповедует принципы ITIL и ITSM. Для меня это было ново и очень интересно. Я так погрузился в эту тему, что не успевал своевременно закрыть «хвосты», которые на тот момент у меня еще оставались в вузе. Пришлось найти другую работу с более удобным графиком 2 через 2 ИТ-специалистом поддержки пользователей в одном из банков французской группы Societe Generale.

Как в дальнейшем развивалась карьера? Чем сейчас занимаетесь?

Личный опыт, знания информационных технологий, иностранных языков (английского и французского), умение быстро учиться новому, лидерские качества и коммуникабельность, полученные и развитые в процессе учебы в МИРЭА и за границей, позволили мне за короткий срок выйти на уровень управленца уже в другой компании. Сбылась моя мечта: я стал сервис-менеджером в одном из лучших нефтегазовых холдингов в России – ТНК-BP.

Уже через полгода после начала работы я стал и.о. начальника отдела сервис-менеджмента, в зону моей ответственности входило управление практически всеми ИТ-услугами для работников холдинга в Москве, включая корпоративный центр. И тут как нельзя кстати помогла теория, которую я основательно изучал на своем первом месте работы. В 2013 году состоялась «сделка века»: Роснефть приобрела ТНК-BP. С тех пор я стал заниматься больше теорией управления ИТ-сервисов, выстраиванием процессов, подготовкой отчетности для ТОП-менеджмента компании и до сих пор остаюсь в этой сфере, уже в Роснефти. На сегодняшний день мое подразделение ведет контроль и учет сервисной деятельности Общества, обслуживающего группы компаний НК Роснефть по всей стране, оказывает методологическую поддержку по процессам ИТСМ.

Как спустя несколько лет после окончания МИРЭА Вы оцениваете выбор вуза, полученные знания?

Очень рад тому, что мне было суждено провести студенческие годы в МИРЭА, а не в каком-нибудь другом вузе. В текущей работе полученные технические знания оказались уже не настолько нужны и актуальны, однако само инженерное образование, база, логическое мышление, креатив весьма важны для ИТ-инженера и управленца. Они дают понимание процессов управления ИТ изнутри, как говорится, понятна «физика». А если понятна «физика», то понятно и все остальное. У меня ее было 5 частей в МИРЭА и «кванты» со «статами» на французском языке. Поверьте, после этого для меня страшен только прыжок без парашюта.